Михаил Михайлович Чумакин (chumakin) wrote in thinking_tools,
Михаил Михайлович Чумакин
chumakin
thinking_tools

Categories:

Про оперирование понятиями и не только

Чтоб два раза не вставать, запостил выступление к.псих. наук Л.А. Ясюковой. Ибо она дала материал для поста.
Что она говорит: советская (конкретнее: сталинского периода) программа школьного среднего образования (а там был предмет "Лоогика"! Школьный, общеобразовательный предмет для всех!) обеспечивала становление и развитие понятийного мышления у среднего учащегося и, следовательно, у среднего жителя СССР.
200 миллионов граждан, из них чуть более половины, за вычетом детей и стариков, имеют более-менее развитое понятийное мышление.
В довесок к ракетам, бомбам, электронике, сельскому хозяйству, тяжелому машиностроению и кооперативам (артелям), производящим модный ширпотреб (радиотехнику, игрушки, тряпки, бытовые электронику и электроприборы), там еще была уникальная система образования, которая создала понятийное мышление, активное чтение среди сотни миллионов людей.
Запад давал подобное образование гораздо меньшему числу людей, ибо там книги, газеты, театр-искусство оствались дорогими и потому малодоступными.
Это часть советского (сталинского) наследия беззвучно умирает.
А Л.А. Ясокова об этом говорит.
Русскоязычный сегмент ЖЖ -- показывает картину еще пока живого поля общения стареющих представителей этой умирающей системы образования.
Игорь Евгеньевич, один из моих собеседников в этом собществе, называл повальное увлечение компьютерными играми одним из факторов, меняющих основу функционирования мышления в обществе. Эта "увлечние играми" выключает людей из активного участия в жизни общества.
С этим тезисом я согласен, но я ставлю игры наравне с алкоголем и прочими наркотиками. И потому, при всей серьезности проблемы, сам аппарат мышления не страдает, структура продолжает быть прежней.
При выбывании понятийного мышления мы лишаемся самого инструментария этого самого мышления.
Если человек за определениями не видит, не чувствует понятий, не имееет навыка оперирования ими, то становится трудно ему что-либо объяснять. Почти невозможно.
В общем, здесь я высказал свои эмоции по поводу проблемы и ее оценку.
Все остальное сказала Л.А. Ясюкова.


Tags: Россия, Человек, жизнь, интеллектуальные средства, паноплия, рефлексия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments