Михаил Михайлович Чумакин (chumakin) wrote in thinking_tools,
Михаил Михайлович Чумакин
chumakin
thinking_tools

Category:

Об осознании истории. 2


4. Природа номер два

Человечество еще очень молодо, и оно только начало замечать появление вокруг себя образований, которые сложно назвать материальными, но которые жестко и последовательно воспроизводятся в нашей жизни, несмотря на желание людей их избегать или изменять. Появилось такое явление как информация вместе со средствами ее фиксации, хранения, передачи и использования; появились способы организации производства, распределения труда среди огромных масс населения, причем люди понимают, что рефлексия (осознание, анализ) этих новых факторов отстает от темпов их (факторов) проявления и влияния на жизнь людей.

К. Маркс называл это Природой №2, Вернадский – ноосферой. По-моему, все то, что люди делают, все то, что получается в результате их деятельности всех видов, больше подходит под определение нового типа материи, снявшей качества и свойства мира биологического, который, в свою очередь, есть снятие мира косного.

Особенность этого нового вида материи в том, что вся цивилизация со всей ее историей и артефактами и духовными продуктами есть один-единственный экземпляр этой материи. Именно это и создает нам, тем кто это все пытается отрефлектировать, трудности анализа происходящего, ибо нес чем сравнивать, нес чем проводить аналогии, не на чем экспериментировать. Единственный выход: изучать историю, где происшедшие события могут быть неким источником знания про свойства нашего сегодняшнего мира.

Что еще раз подчеркивает важность знания и понимания истории для нашей жизни сейчас и в будущем.

Азы когнитивистики гласят, что для для выстраивания детальной картины нужна основа, набор понятий и концепций, модель итоговой картины; по этим основам, принципам построения общества, мы сможем выверять саму картину по мере ее вырисовывания. Сразу надо заметить, что у нас нету еще полного набора таких основных принципов и понятий.

Более того ни у нас, ни у кого-либо другого такого набора никогда не будет и быть не может, ибо обобщения появляются после рефлексии уже произошедших событий и явлений; но наш мир постоянно меняется, и поэтому такая фиксация невозможна. Лучший выход в такой ситуации – параллельно с проработкой деталей картины мира надо продолжать работу и над уточнением и проверкой основных принципов и понятий.

Попробуем набросать некую схему устройства ноосферы в самых общих чертах.


4.1. Модель Человека

4.1.1 Отступление про термины.

По моим личным ощущениям слово «ноосфера» больший упор делает на материальные носители наших знаний и прочих достижений духа, оно как бы больше про огромные машины, фабрики и прочие зрительные доказательства работы Сознания. Если же видеть всю цивилизацию как единственный экземпляр, как единого Человека, то можно больше сфокусироваться на той части ее, которая не имеет материального воплощения. Называя всю ноосферу одним Человеком, я тем самым подчеркиваю неизбежность работы всех людей вместе по достижению общих целей, ибо отдельный индивид не может обеспечить деятельность ноосферы.

Связь здесь такая: есть такое явление «жизнь»; это явление проявляется только на носителях живой материи: нет живой материи, значит нету и жизни. Также точно дело обстоит с информацией: если есть люди, которые эту информацию создают, передают и могут использовать (понять, прочитать, думать на ее основе), значит там и тогда есть информация; если знаки-символы-картинки есть, а понимания их нету, то нету и информации.

Нету «просто жизни самой по себе» как нету во вселенной «информации самой по себе»; и для жизни и для информации нужны носители ее и то, что ее осуществляет, персонифицирует. Хотя сами носители жизни или информации ни жизнью ни информацией являться не могут. За неимением лучших терминов я причисляю информацию, знания, умения, опыт к миру нематериальному, ибо их нельзя пощупать или увидеть; про их существование можно лишь понять, типа «да, такая информация существует».

Одна из задач сегодняшней философии – определить статус этих явлений и заняться их описанием.

Подобно информации и жизни есть еще общественные отношения, будь то отношения собственности, морали, управлению, власти, сотрудничества, межличностные, творческие или еще какие. Безусловен факт того, что такие отношения есть, что они крепки и на них можно опираться, познавая и меняя среду. Их природа, механизм, материал до сих пор толком не поняты ибо не изучаются.

Часть этих явлений все ж таки имеет некие общекультурные наименования по традиции, часть попала в поле зрения разных общественных дисциплин; хотелось бы вписать все это в единую картину мира.

4.1.2 Человек есть суперсложный объект

Суперсложность складывается из следующего:

компоненты принадлежат разным типам материи (косной, живой и социальной);

разные компоненты имеют разную темпоральную протяженность, структуру и ритм колебаний;

разные компоненты представляют разные структуры и механизмы, части которых могут быть связаны друг с другом в разной степени и в разной иерархии;

есть явление матрешечной вложенности структур друг в друга, что несколько напоминает фрактальность;

носитель Сознания, на данный момент это Homo Sapiens Sapiens, сам есть лишь один из мелких компонентов всего объекта на низких уровнях иерархии всей системы. Общество, цивилизация как система суть элементы более высокой иерархии, чем отдельный индивид.

Раз общество, Человек есть система (какой бы сложной она ни была), то это автоматически означает, что люди могут ей управлять.

4.2 Элементы системы под названием «Человек»

Управлять, направлять, менять траекторию можно лишь для тех объектов, которые находятся в движении; нельзя управлять ракетой, которая стоит неподвижно в пусковой шахте.

В чем состоит движение Человека? В деятельности. К. Маркс называл это (общественной) «практикой».

Грубо говоря, можно выделить три главные области человеческой деятельности: производство, образование и досуг. Главная характеристика любой деятельности: она самовоспроизводится. Конструктивисты (Матурана, Варела) называют это autopoiesis.

Удобнее всего самовоспроизводство деятельности проследить на речевой деятельности людей: чтобы быть понятым, надо придерживаться правил языка; мы все ошибаемся при говорении, тем не менее находятся люди, которые нас все равно понимают. Язык и индивидуален и всеобщ, язык находится «в руках» каждого говорящего, и в то же время каждый вынужден подчиняться его законам, хотя формулировки этих законов оспариваются на протяжении многих веков.

Такой же точно индивидуальностью и общностью, силой и нематериальностью наделены такие явления как мораль, культура, традиция, мировоззрение и многое другое.

На основе языкового общения появляются т. н. «эгрегоры»: обобщенные, ярко выраженные представления, оценки, верования, мнения, взгляды разных групп людей про все и вся.

Важны и структуры власти и управления разными группами людей.

Потоки информации есть орудия воздействия на эгрегоры и структуры власти; эти потоки либо работают на обеспечение устойчивости действующего вектора движения, либо готовят изменения этого вектора, либо его корректировку вплоть до уничтожения или старта нового вектора.

Вот и вся механика социума.

Но для понимания этой механики, для оживления этой ориентировочной модели, требуется уйма времени на соотнесение модели с конкретными случаями из жизни.

4.3 Управление системой «Человек»

Для управления столь сложной суперсистемой необходимо сделать одну очень простую вещь: признать, что есть такая система под названием «Человек», и что есть желание изменить (или поддержать) некую траекторию его движения.

Нет системы – нет и проблемы. Давай, до свиданья!

Если есть желание попробовать, то можно начать с иерархизации эгрегоров и их элементов.

В основе всего интеллекта лежит некий набор онтологий, базовых представлений об устройстве мира и общества, про то, что можно, что нужно и что возможно. Нравственность людей тоже находится в основе, и она опосредованным образом связана с Разумом, интеллектом, и, в конечном счете, имеет право решающего голоса при выборе. Сила воли индивида определяет степень воздействия эгрегоров (мнения «толпы») на выбор этим индивидом решений.

Как правило управление предполагает некое изменение траектории движения объекта; выше мы посчитали объектом общество. Но даже малая часть общества есть нечто более, чем один отдельно взятый индивид.

Тогда управление есть воздействие именно на группы и структуры, массы, эгрегоры, отношения.

Кроме того, при изменении траектории движения чаще всего отсутствуют уже готовые структуры, которые это движение могут организовать, обеспечить, которые уже знают, как его направить.

Значит, управление становится вынужденно безструктурным.

И это важный момент.

Такое, безструктурное, управление есть управление статистически предопределенными закономерностями на основе преимущественно безадресного циркулярного распространения информации.

Во временных рамках (ранее упоминавшаяся темпоральность) это могут быть десятки и сотни лет.

Остальные детали такого управления можно и даже нужно найти в книгах ВП СССР, коих выпущено уже более 60 штук.

Понимание такого вида управления Человеком важно для понимания его Истории, ибо такое управление осуществляется уже на протяжении веков.

Tags: research, КОБ, исследование, история, ноосфера, сознание, структура власти
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments